Льготы в сфере ЖКХ

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980 - 1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Причем многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

В условиях рыночной экономики система льгот способствует хищению государственных средств и коррупции. В сфере ЖКХ наличие льгот сдерживает проведение реформ в отрасли, так как введение конкурентных отношений затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Ведь привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ не будет привлекательным до тех пор, пока инвесторы не будут уверены в полной оплате услуг всеми потребителями и в окупаемости своих затрат.

Процесс замены натуральных льгот денежными выплатами в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должен был завершиться до 2010 года.

Закон N 122-ФЗ, известный в обществе как закон «о монетизации льгот», является законом, завершающим формирование законодательства, которое в рамках административной реформы разграничивает бюджетно-налоговые полномочия между различными органами власти и органами, представляющими и олицетворяющими эту власть. Принцип, введенный в законе: кто предоставляет гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета, устанавливает:

  • Федеральные льготы в ЖКХ
  • Региональные льготы в ЖКХ

В этих условиях принимается Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", предусматривающий свою работу, когда "Монетизация льгот в ЖКХ" стала реальным фактом, поскольку в перечне условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности, определены следующие требования (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 14 главы 5):

"5) наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

6) наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением мер социальной поддержки, указанных в пункте 5 настоящей части) в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета), - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2009 года;"

При таком подходе предприятия ЖКХ получили с 1 января 2010 года возможность оформления квитанций на оплату коммунальных и жилищных услуг для льготных категорий граждан с полной суммой оплаты. Ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг льготникам производится на их собственные индивидуальные счета в банке упреждающим способом, то есть в январе за январь. Таким образом, полученные в феврале квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг за январь льготник будет оплачивать уже с полученной суммой льготы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" "До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".



Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Какие коммунальные услуги подлежат оплате?

Плата взимается за следующие коммунальные услуги (часть 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ)...

Почему дают 95 процентов необходимых средств, а не все 100?

В действительности, согласно жилищному законодательству собственники квартир должны платить за капитальный ремонт уже сегодня, причем полную сумму. Однако государство в данном случае на 95 процентов берет эту задачу на себя. Почему не сто процентов? Одна из задач программы – научить жильцов чувствовать ответственность за свой дом. Как у нас обычно бывает: все, что за порогом квартиры, – общее, а значит, «ничейное». Поэтому в подъездах не хватает лампочек, а почтовые ящики – одно название. Другое дело, когда во всем, что есть в доме, есть частичка ваших кровных. Жилец сто раз подумает, прежде чем испортить стенку лифта, за который заплатил и он лично. 5% в пересчете на всех владельцев квартир – это совсем немного. Скажем, чтобы отремонтировать крышу, владельцам квартиры нужно будет заплатить рублей по 500. Полностью заменить лифты в многоподъездной девятиэтажке – по 1000 руб. Причем эта сумма может выплачиваться не сразу, а в рассрочку и довольно долго...

все ответы на вопросы

Бесплатные видеосеминары
Наши проекты